МДОУ «Детский сад №42»
Родительское собрание группы №10
« Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста»
Ответственный: воспитатель группы Степанова Н.В.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на первом родительском собрании этого учебного года. Сегодня мы с Вами поговорим о наших детях, их возрастных особенностях, о целевых ориентирах и о планах образовательного процесса на 2016-2017 учебный год.
Возрастные особенности детей 5-6 летнего возраста:
У пяти - шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно и опрятно одеваться, есть, пользоваться вилкой, ножом.
Таким образом, за старшими дошкольниками должны быть закреплены обязанности по самообслуживанию и родителям
необходимо напоминать детям, проверять качество выполнения работы, ее результаты.
Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть требовательными. Недопустимо, если воспитатели приучают
детей к самостоятельности, а родители не поддерживает ее. Подобные разногласия затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет воспитателей в глазах детей.
Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения. Приучая ребенка к труду, необходимо постоянно его проверять, поощрять его
успехи.
Одежда у детей должна быть удобная, чтоб процесс одевания не вызывал у ребенка затруднения и дискомфорт.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы.
В 5—6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной принадлежности. Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли для них являются более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникнуть конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2000 рисунков. Рисунки самые разнообразные по содержанию, это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации и иллюстрации к фильмам, мультфильмам.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает деятельность. Дети используют и называют различные детали.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз, из природного материала. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объекта.
Развитие воображение в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающие истории.
Но хочу отметить, что воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активации.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонетический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в повседневной жизни.
Развивается связанная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавать не только главное, но и детали.
Вот основные особенности детей 5-6 лет.
Сейчас я предлагаю Вам пройти тестирование «Я и мой ребёнок».
Вопросы |
Ответы |
|
|
Можете ли Вы? |
Могу и всегда так поступаю |
Могу, но не всегда так поступаю |
Не могу |
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? |
А |
Б |
В |
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? |
А |
Б |
В |
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? |
А |
Б |
В |
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? |
А |
Б |
В |
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? |
А |
Б |
В |
6. Поставить себя на место ребенка? |
А |
Б |
В |
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? |
А |
Б |
В |
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? |
А |
Б |
В |
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? |
А |
Б |
В |
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? |
А |
Б |
В |
11 . Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет, ни во что не вмешиваться? |
А |
Б |
В |
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? |
А |
Б |
В |
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? |
А |
Б |
В |
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» - в 2 очка.
Ответ «В» - в 1 очко.
30 - 39 очков
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.
Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
16 - 30 очков
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 16 очков
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.
Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Хочу напомнить Вам, что теперь мы старшая группа. У нас изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день. В старшей группе у нас 15 занятий в неделю. Каждый день у нас одно подвижное занятие; В неделю у нас 2 музыкальных занятия, 2 физкультурных у инструктора и одно занятие физкультура на воздухе, проводимое воспитателем. Вот наша циклограмма:
Циклограмма
Дни недели |
Образовательные области |
Образовательная деятельность |
Время |
Понедельник |
Познавательное развитие
|
Познавательное занятие |
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Лепка |
|
|
Физическое развитие
|
Физкультура на воздухе |
|
|
Вторник |
Познавательное развитие
|
ФЭМП |
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Ручной труд/конструирование |
|
|
Физическое развитие
|
Физкультура |
|
|
Среда |
Художественно-эстетическое развитие
|
Музыкальное занятие |
|
Познавательное развитие
|
Обучение грамоте |
|
|
Познавательное развитие
|
Ознакомление с окружающим миром |
|
|
Четверг |
Физическое развитие
|
Физкультура |
|
Познавательное развитие
|
Чтение художественной литературы |
|
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Аппликация |
|
|
Пятница |
Речевое развитие
|
Развитие речи |
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Музыкальное занятие |
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование |
|
Наши детки стали старше, в связи с этим у них увеличиваются их обязанности. И мне бы очень хотелось, чтоб Вы - родители относились серьезно к образовательному процессу.
Согласно ст.18 Закона РФ об образовании,
п.1:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»
п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений»
Мы готовим детей к школе, вырабатываем усидчивость, любознательность, внимание, память.
И именно совместная работа нас педагогов и, Вас, родителей, могут дать положительный результат.
Дома не надо относиться к ним как к малышам, а наоборот привлекать к помощи по дому. Учитывать те рекомендации, которые дают Вам воспитатели в плане занятий. Закреплять навыки детей в лепке, рисовании, умении пользоваться ножницами. Развивать их моторику, вкус, интерес к творчеству.
Большое внимание прошу уделить Вас чтению художественной литературы. Это развивает слух, обогащает словарный запас, развивает речь, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение правильно составить предложение. После прочтения произведения обязательно обсудите с ребенком прочитанное, чтобы ребенок учился слушать и слышать.
Наш детский сад работает по основной общеобразовательной программе «Детство»
В соответствии с ФГОС в образовательном процессе у нас 5 областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
В соответствии с этой программой в образовательной области «Познавательное развитие» мы должны стремиться к следующим результатам:
· Старшие дошкольники различают и правильно называют цвета спектра: черный, серый, белый; дифференцируют оттенки цвета (темно-красный, светло-серый), различают и называют 3-5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый), различают теплые и холодные цвета.
· Знают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), умеют воссоздать фигуры из частей, делить фигуры на части);
· Самостоятельно сравнивают предметы, выделяя признаки отличия и сходства по 3-5 качествам, группируют предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки (по тону цвета, форме, объему, материалу, запаху, фактуре поверхности);
· Уравнивают предметы по длине, ширине, высоте, емкости, характеризуют изменения в объектах, экспериментируют;
· Выделяют углы, вершины, стороны геометрических фигур на основе глазомера (выкладывают и преобразуют фигуры из палочек, изображают на бумаге);
· Осуществляют группировку на материале форм, размеров логических блоков Дьенеша как по общим признакам (форме, размеру, толщине, цвету), так и по двум совместимым (форме и размеру, цвету и толщине и др.;
· Познают отношения и зависимости части и целого (целое больше части, часть меньше целого, равенство частей при делении на равные части);
· Пользуются предлогами, наречиями, в которых отражены пространственные отношения (слева - справа, далеко-близко, внутри - вне и др.)
· Осваивают понятие «Неделя» (Дни недели), сутки (утро, день, вечер, ночь), месяц (название текущего месяца);
· Осваивают количественный и порядковый счет в пределе 10; пользуются цифрами от 0 до 9, числом 10;
· Используют числа, как итог подсчета (пересчета) и измерения (количественной оценки величины);
· Соблюдают последовательность поисковых действий с ориентировкой на символ, знак (стрелки);
· Проявляют интерес к самостоятельному экспериментированию, ставят цель, составляют схему действий;
В образовательной обрасти «Речевое развитие» мы должны стремиться к следующим результатам:
· Дети самостоятельно строят игровые и деловые диалоги, пересказывают литературные произведения, правильно передавая идею и содержание, используя прямую и косвенную речь, пересказывают произведение по ролям;
· В описательных рассказах о предметах, объектах или явлениях природы точно и правильно подбирают слова, характеризующие особенности предметов, явлений;
· Сочиняют сюжетные рассказы по картинке, из личного опыта;
· Проявляют интерес к самостоятельному сочинению;
· Учатся внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их;
· Дети осваивают и используют в речи новые слова: названия профессий, учреждений, предметов труда, бытовой техники и др.;
· Дают личностные характеристики человеку (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и др.);
· Учатся грамматически правильно использовать в речи сложные случаи русской грамматики: несклоняемые существительные: метро, пальто, пианино, эскимо. Слова, имеющие только множественное число или единственное: ножницы, очки. Глаголы: одеть, надеть;
· Учатся самостоятельно пользоваться средствами интонационной выразительности при чтении стихов и пересказе литературных произведений ( темп, ритм речи, сила, тембр голоса в зависимости от содержания;
· Знают термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный, согласный звук»
· Умеют делить на слоги двух - трехслоговые слова;
· Знают и учатся правильно использовать невербальные средства общения: мимику, жесты, позу.
Организационные моменты:
Форма для занятий физкультурой – белая футболка, черные шорты, белые носочки, белые чешки для девочек, черные для мальчиков.
Форма на утренники для девочек – платье (лучше светлое), белые колготки, белые чешки, банты или диадемы. Для мальчиков – рубашка (лучше белая), галстук или бабочка, брюки черные костюмные, черные носочки, черные чешки.
Оплата детского сада до 10 числа каждого месяца;
Девочкам необходимо принести расческу.
Просьба родителям – принимать участие в жизни группы и детского сада в оформлении участка, группы. Участвовать в конкурсах, мероприятиях, посвящённых праздникам.
Спасибо за внимание. Ваши вопросы!