Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 42»
Проект
«Птицы Ярославского края»
|
Подготовили воспитатели группы № 10: Груздова С.М., Степанова Н.В.
|
г. Ярославль
***
"Охранять природу - значит охранять Родину"
М. Пришвин.
Среднесрочный проект «Птицы Ярославского края»
Возраст детей: 5-6 лет
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети старшей группы № 10, воспитатели группы № 10, родители воспитанников
Срок реализации проекта: сентябрь 2016 - май 2017
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание дошкольников возможно при определенных условиях:
- Формировании элементарных экологических представлений о природе (о растениях и животных как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы);
- Воспитании гуманно-деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения.
Экологическое воспитание дошкольников средством ознакомления с птицами, выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Изучению этой темы способствуют:
- Возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
- Большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
- Широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
- Возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Образовательные задачи проекта:
- формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;
- знакомить детей с жизнью птиц, их повадками, особенностями образа жизни;
- расширять и активизировать словарь детей по теме;
- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала;
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
- дифференцировать понятия « перелётные» - «зимующие».
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;
- формировать экологическое сознание детей;
- воспитывать любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей в процессе реализации проекта:
Познание |
Цели: - Способствовать расширению у детей знаний и представлений о птицах; особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, повадках и приспособлениях к среде обитания; - Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; - Поддерживать стремление детей расширять знания о жизни птиц Ярославского края; - Создать альбом для рассматривания «Птицы Ярославского края». |
Речевое развитие |
Цели: - Содействовать расширению и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста по теме «Птицы Ярославского края»; - Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей; - Развивать речевое творчество детей. |
Социально-коммуникативное развитие |
Цели: - Обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества; - Закреплять умение детей соблюдать правила, связанные с выбранной ролью; - Воспитывать творческую самостоятельность детей; - Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - Формировать основы безопасного поведения на природе; - Формировать чуткое, эмоциональное отношение к птицам через произведения художественной литературы. |
Художественно-эстетическое развитие |
Цели: - Способствовать развитию продуктивной деятельности детей, использованию широкого спектра материалов и приемов; - Способствовать развитию детского творчества, эстетического восприятия; - Развивать способности детей в изображении птиц нетрадиционными техниками; - Закреплять полученные навыки и умения детей в создании рисунков, поделок птиц разными средствами: карандашами, красками, восковыми мелками, пластилином, тестом и другими. |
Физическое развитие |
Цели: - Обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать; - Способствовать формированию умения самостоятельно организовывать подвижные игры; - Способствовать развитию координации движений, крупной и мелкой моторики; |
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап: сентябрь-октябрь 2016 г.
- Формулировка проблемы, обсуждение цели, задач проекта с детьми и родителями;
- Создание условий для реализации проекта;
- Перспективное планирование проекта «Птицы Ярославского края»;
- Перспективное планирование создания мини-музея «Птицы Ярославского края», подбор экспонатов;
- Подбор художественной литературы по теме «Птицы»;
- Подбор дидактического материала по теме «Птицы»;
- Подготовка консультаций родителей по теме проекта;
- Подготовка экскурсий в мини-музей «Птицы Ярославского края» для детей среднего и старшего дошкольного возраста детского сада № 42;
- Подбор дидактических и подвижных игр по тематике «Птицы»;
- Подбор конспектов занятий с детьми по теме «Птицы Ярославского края» в соответствии с ФГОС ДО.
II. Основной этап: октябрь 2016 - май 2017 г.
- Внедрение эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о птицах (на протяжении срока реализации);
- Определение игрового пространства, игровой мотивации (Октябрь 2016);
- Проведение бесед о птицах нашего края с детьми группы (Октябрь 2016- май 2017);
- Чтение рассказов о птицах и обсуждение их содержания (Октябрь 2016- май 2017);
- Проведение дидактических и подвижных игр с детьми (Октябрь 2016- май 2017);
- Проведение экскурсии в мини-музей «Птицы Ярославского края» для детей среднего и старшего дошкольного возраста д/с № 42 (Февраль 2017);
- Организация конкурса кормушек «Кафе для пернатых друзей» (Декабрь 2016);
- Организация конкурса рисунков «Птицы Ярославского края» (Апрель 2017);
- Организация посещения грачевника с детьми и родителями (Март 2017);
III. Заключительный этап: май 2017 г.
- Оформление результата проекта в виде презентации;
- Размещение проекта и его результатов на сайте ДОУ;
- Помещение детских работ в образовательную среду нашей группы;
- Обсуждение с детьми и родителями новых знаний и умений;
- Принятие решения о перспективах проекта.
Методы проектной деятельности:
- Наблюдение;
- Беседы;
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций;
- Слушание аудиозаписей «Голоса леса»;
- Экскурсии.
Ожидаемые результаты реализации проекта «Птицы Ярославского края»
- Расширение и углубление знаний детей о птицах Ярославского края, их повадках;
- Обогащение словарного запаса детей по теме «Птицы»;
- Развитие познавательного интереса к окружающей нас природе;
- Формирование бережного отношения к природе;
- Формирование творческих способностей, коммуникативных навыков детей;
- Расширение взаимодействия родителей воспитанников и воспитателей группы, вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;
- Улучшение развивающей предметно-пространственной среды группы.
Используемая литература:
- Алексеев В.Н. «300 вопросов и ответов по экологии»;
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»;
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Экология»;
- Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду»;
- Нифонтова С.Н. «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет»;
- Васильева С. И Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы»;
- Нищева Н.В. «Картотека предметных картинок. Птицы»;
- Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»;
- В. Бианки «Наши птицы»;
- Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»;
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»;
- Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников»;
- Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ»;
- Internet.