Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
В период от рождения ребенка до 7 – 10 лет формируются и активно развиваются речевые умения и навыки.
Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают внешнее оформление (произношение, членение фраз, интонирование) и внутреннее (выбор падежа, рода, числа и т. п.).
Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения.
Различают четыре вида речевых умений:
Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет – с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:
- знакомство с различными жанрами детской литературы
(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)
Методы работы по развитию речи дошкольников:
Метод обучения по образцу (имитационный):
- пересказ литературных произведений.
Метод проблемный:
- упражнения, дидактические игры и др.
Метод коммуникативный:
- совместный труд и другие виды деятельности, побуждающие высказаться.
Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.
Для определения содержания и методов обучения родному языку, для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям необходим диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников: особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи.
Курганская Л.М. Я умею. Ты умеешь. Мы умеем говорить! Диагностика речевого развития дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений, студентов пед. училищ и пед. факультетов вузов. – Белгород, 2004. – 62 с.
Приёмы работы на разных этапах развития речи детей
Дети младшего дошкольного возраста
Развитие звуковой стороны речи дошкольников младшей группы
От звукового оформления зависит ясность речи, сила ее воздействия на слушателей, поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходима целенаправленная работа, которая включает упражнения со всеми элементами фонетики и мелодико-интонационной стороной речи. Во время игр и занятий нужно обучать детей правильно пользоваться голосом: не кричать, не говорить раздраженно, не перенапрягать голосовые связки, так как это может привести к срыву голоса.
В младшем дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию звуковой культуры речи. Для отработки дикции (отчетливого и ясного произношения слов, слогов и звуков) используются разнообразные упражнения: шутки-чистоговорки; потешки; поговорки; фразы, содержащие определенную группу звуков; упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка – мишка).
Понятие культура речи включает:
– владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме;
– умение выбрать и организовать языковые средства при общении;
– соблюдение этических требований.
Это нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры.
Нормативный аспект. Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.
Письменные языковые нормы – орфографические и пунктуационные правила.
Устные нормы подразделяются на - грамматические, - лексические и - орфоэпические.
Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения (ошибка: большой мозоль вместо большая мозоль).
Лексические нормы – это правила применения слов в речи. Ошибкой является, например, употребление глагола *ложить вместо класть.
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи.
КрасИвее, кУхонный, мастерскИ, близкА, кулинАрия, премирОванный, гЕнезис, обеспЕчение, твОрОг, нАчатый, прибЫть, киломЕтр, веселА, прИнятый, облегчИть, индУстрИя, мусоропровОд, дОсЫта, определенА, договОр, досУг, дОбелА, щавЕль, звонИт, ходАтайство, нАсмерть, занятА, завИдный, диалОг, каталОг, алфавИт, дефИс, шофЕр, балОванный.
Примеры орфоэпических обязательных норм:
В современном языке шн произносится в следующих словах: конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, перечница, в женских отчествах на –ична: Ильинична, Фоминична.
В ряде слов произношение шн допускается наряду с чн: булочная, сливочное, ячневая, молочный, пшеничный, лавочник.
Этикет (фр. бирка, ярлык) – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе.
Речевой этикет – это правила речевого поведения, т. е. система стереотипных, устойчивых формул общения. Речевой этикет – это язык вежливости.