Актуальность
Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.
Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”
Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.
Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, киндерсюрпризы, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.
Мы с вами остановимся на пуговицах. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать, «декоративный» бросовый материал.
Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности
А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.
И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Цель проекта: привлечь родителей и детей к совместному, продуктивному творчеству из бросового материала.
Тип проекта: исследовательско– творческий
Предмет исследования: пуговицы
Продолжительность: краткосрочный (02.03-06.03.2020)
По количеству участников: групповой
Участники проекта: дети, родители, педагоги группы № 10
Задачи:
Познакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, расширить знания детей об окружающем мире
Развивать воображение детей и родителей, творчество, интерес к коллекционированию; развивать мелкую моторику кистей рук, познавательную активность, фантазию, коммуникативные навыки.
Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к чужому труду и поделкам.
Ожидаемый результат
У детей обогатился сенсорный опыт;
Развита мелкая моторика пальцев рук у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр нетрадиционным способом;
Расширилось представление детей об использовании бросового материала
Улучшилась работа по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников;
Этапы реализации проекта:
1) подготовительный;
2) основной;
3) заключительный.
Подготовительный этап
1. Формирование проблемы.
2. Определение задач.
3. Подбор методической литературы по теме.
4. Подбор художественной литературы для чтения детям.
5. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, игры).
6. Подготовка материала для творческой деятельности (пуговицы)
7. Составление перспективного плана мероприятий
Формы работы с детьми:
• Обсуждение темы проекта;
• Определение уровня уже имеющихся у детей знаний о пуговицах;
• Разработка маршрута проекта;
• Обсуждение продуктов реализации проекта.
Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;
Формы работы с родителями:
• Проведение консультации «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц», « Пуговицы – как средство развития познавательной активности и психических
процессов у детей дошкольного возраста»;
• Обсуждение темы, цели и задач проекта;
• Привлечение родителей к сбору материала (различные пуговицы разной формы, разного цвета, размера и из разнообразного материала);
• Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;
• Определение стратегий и механизмов реализации проекта;
• Создание необходимых условий для реализации проекта;
• Разработка маршрута проекта;
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
• Обсуждение продуктов реализации проекта.
Основной этап
Формы работы с детьми:
• Познавательная деятельность.
- «Истории о пуговицах» - чтение авторских произведений о пуговицах
«История возникновения пуговиц» - презентация
«Путешествие на машине времени» - сбор материала, о том, какая была пуговица в разные периоды истории
- Загадки о пуговице
- Стихи о пуговице
- Пословицы и поговорки о пуговицах
- Приметы о пуговицах
• Игровая деятельность. Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Составь картинку», «Подбери правильно»,
«Подбери по цвету», «Рыбалка с пуговицами»», «Аквариум», «Подбери к одежде»
Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Ателье».
• Продуктивная деятельность.
Рисование: «Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор» (пуговица-штамп). Лепка: составление из пуговиц узоров на пластилине («Бабочка», «Кошка», «Волшебный цветок»). Аппликация:
«Дерево», «Подводный мир», «Весенний букет». Конструирование: создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки «Весёлый человечек», «Козлик», «Пирамидка», «Домик»,
«Гусеница»; выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
• Экспериментально-поисковая деятельность.
- Рассматривание пуговиц под лупой.
- «Что из чего?» - проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов, из которых изготовлена пуговица
• Речевая деятельность:
- Составление описательных рассказов о пуговицах.
- Речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи».
- Придумывание сказок и историй.
Формы работы с родителями:
- Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами».
- Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.
Заключительный этап.
Формы работы с детьми, родителями:
- Выставка выполненных совместно с родителями поделок из пуговиц.
Список использованной литературы:
1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир». – М., 2001.
2. Дыбина О. В. «Что было до… . Игры – путешествия в прошлое предметов». – М., 2001.
3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.
4. Музей в детском саду / Под ред. Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной. – М., 2011.
5. Рыжова Н. А. «Мини-музей в детском саду». – М., 2008.
6. http://zaychikcom.ucoz.ru/load/pugovicy_v_rabote_psikhologa/1-1-0-89