Характеристики проекта:
Наименование учреждения – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»
Адрес: г. Ярославль, ул. Пирогова, 31 А.
Название проекта: «Математика – царица наук»
Авторы проекта: Муханова Е.В., Волченкова О.И., Степанова Н.В. , Стаматова Н.Р., Феклина И.Г., Тахонова О.Е., Бачина Е.Б., Сотикова Е.А., Красильникова Н.В., Халтурина Н.В., Петухова А.Ю.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта:
Заведующий МДОУ «Детский сад № 42» Асеева Н.А.
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 42» Муханова Е.В.
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 42» Хитрова В.А.
Инструктор по физкультуре МДОУ «Детский сад №42» Незнамова Н.С.
Инструктор по физкультуре МДОУ «Детский сад №42» Смирнова А.А.
Педагог-психолог МДОУ «Детский сад №42»Тихменева С.С.
Педагог-психолог МДОУ «Детский сад №42» Шабанова В.Н.
Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №42» – Герасимова Ж.Н.
Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №42» – Гусева М.А.
Воспитатели и дети групп: 1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13,14.
Родители детей групп: 1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13,14.
Сроки реализации: сентябрь 2017 г. - май 2018 г.
Актуальность.
«Математика – это царица всех наук. Она приводит в порядок ум». Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателей и родителей – развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте, приобщать к этому предмету в игровой и занимательной форме.
Педагогический состав детского сада ведёт непрерывный процесс повышения профессиональной грамотности в соответствии с современными требованиями стандарта. Проводя теоретические и практические мероприятия по ознакомлению с современными способами и методами формирования элементарных математических представлений дошкольников, педагоги делятся собственным педагогическим опытом друг с другом, что плодотворно сказывается на образовательном процессе ДОУ. В 2017-2018 году МДОУ «Детский сад № 42» уделяет особое внимание развитию математических способностей детей.
В целях оптимизации образовательного процесса, детский сад должен работать в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. При этом с родителями ведется всесторонняя работа, результатом которой является установление взаимосвязи родитель - педагог - ребенок. Создается атмосфера общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Таким образом, данный проект актуален.
Цель проекта - формирование элементарных математических представлений детей в ДОУ.
Задачи для воспитанников ДОУ
(в соответствии с образовательной программой МДОУ «Детский сад № 42»:
1 младшая группа ( третий год жизни):
1. Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.
2. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
3. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
4. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожие, больше, меньше).
2 младшая группа (четвертый год жизни):
1. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (в наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и др. видах деятельности).
2. Формировать умение различать цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4 слов обозначающих цвет.
3. Узнавать и обследовать осязательно-двигательным способом названия некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).
4. Сравнивать с помощью взрослого два предмета по 1-2 признакам, выделять сходства и отличия.
5. Развивать представления о действиях соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладении группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).
6. Формировать умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
7. Формировать интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.
8. Формировать представление о частях суток: утро-вечер, день-ночь.
9. Формировать у детей умение различать правую и левую руку, пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), позади (назад), вверх, вниз.
10. Формировать умение осваивать простые связи и отношения: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже).
11. Формировать умения воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (три-пять предметов). Поддерживать интерес с сосчитыванию небольших групп предметов (три-пять предметов).
Средняя группа (пятый год жизни):
1. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
2. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, качеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам.
3. Формировать умение различать и называть цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; черный, серый, белый; два-три оттенка цвета (светло-зеленый, темно-синий).
4. Продолжать формировать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), воссоздавать фигуры из частей.
5. Развивать умение пользоваться сенсорными эталонами для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая, чай горячий, стул тяжелый).
6. Формировать умения сравнивать предметы, выделять отличия и сходства по 2-3 признакам, осваивать группировки (по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, фактуре поверхности).
7. Формировать умение описывать предметы по 3-4 основным свойствам.
8. Продолжать формировать умение детей определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо - налево), обозначать словами положение предмета по отношению к себе («Впереди меня - стол», «Позади меня – шкаф», «Справа от меня – дверь», «Слева – окно»).
9. Продолжать расширять у детей представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь), и их последовательности. Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра. Учить понимать значение этих слов.
10. Формировать умение делить целое на части, соизмерять величину с помощью предметов-заместителей.
11. Формировать умение понимать и использовать числа как показатель количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и названия чисел по порядку до пяти-шести.
Старшая группа (шестой год жизни):
1. Формировать умение различать и называть все цвета спектра и ахроматические цвета (черный, серый, белый), оттенков цвета (темно-красный, светло-серый), 3-5 тонов цвета (малиновый, лимонный, салатный, бирюзовый, сиреневый…), теплые и холодные оттенки.
2. Продолжать формировать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), осваивать способы воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; осваивать умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).
3. Формировать умения использовать сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетрадки).
4. Формировать умения выделять сходство и отличие между группами предметов.
5. Поддерживать проявление умения сравнивать предметы, выделять 3-5 признаков сходства и отличия, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; различать звуки (музыкальные звуки по разным характеристикам: высоте, тембру, громкости, длительности; звуки родного языка).
6. Формировать умения использовать приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как ..; столько же, сколько …), порядка (тяжелый, легче, еще легче…), включения (часть и целое). Понимать и находить от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.
7. Продолжать формировать умения пользоваться числами и цифрами для обозначения количества и результата сравнения в пределах первого десятка.
8. Формировать навыки в измерении (длина, ширина, высота) мерками разного размера, фиксировании результата числом и цифрой. Развивать умения увеличивать и уменьшать числа на 1, 2, присчитывать и отсчитывать по одному, составлять числа из двух меньших.
9. Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.
10. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
11. Формировать умение называть последовательно дни недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
Подготовительная группа (седьмой год жизни):
1. Формировать умения различать и называть все цвета спектра и ахроматические цвета; 5-7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка.
2. Продолжать формировать умения различать и называть геометрические фигуры (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделять структуры плоских и объемных геометрических фигур, осваивать умения классифицировать фигуры по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т.п.). Развивать понимание взаимосвязи (с помощью воспитателя) между плоскими и объемными геометрическими фигурами.
3. Продолжать формировать умения сравнивать несколько предметов по 4-6 основаниям с выделением сходства и отличия.
4. Способствовать пониманию особенностей свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), осознанно выбирать их для продуктивной деятельности.
5. Формировать умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми.
6. Способствовать проявлению особого интереса к цифрам как знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической деятельности. Совершенствовать освоение состава чисел в пределах первого десятка.
7. Продолжать формировать умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
8. Поддерживать проявление умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т.ч. причинно-следственные в рядах и столбцах).
9. Поддерживать умения предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.
10. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под)
11. Закреплять представления о последовательности дней недели. Познакомить с названиями месяцев года.
Задачи для воспитателей ДОУ:
1. Повышать профессиональную компетентность в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: через внедрение новых форм и технологий, использование игровых методов и приемов.
2. Продолжать формировать математическую развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС.
3. Создать условия для развития математических способностей детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
4. Продолжать оказывать родителям помощь в повышении эффективности развития элементарных математических представлений у дошкольников.
5. Совершенствовать систему взаимосвязи ДОУ и семьи, искать новые формы взаимодействия.
6. Вовлекать родителей воспитанников в единое образовательное пространство ДОУ.
7. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Задачи для родителей воспитанников:
1. Принимать активное участие в жизни детского сада в вопросах формирования элементарных математических представлений детей.
2. Принимать участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС.
3. Участвовать в анкетированиях и опросах, проводимых в ДОУ с целью улучшения качества образовательного процесса в вопросах формирования ЭМП у дошкольников.
4. Делиться собственным опытом в вопросах воспитания детей.
Этапы реализации проекта
I (Организационный) этап:
1. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
2. Анализ проводимых мероприятий в течение предыдущего учебного года и выявление тем, требующих освещение и глубокое изучение в новом учебном году.
3. Составление перспективного плана мероприятий (теоретических и практических) на год.
II (Практический) этап:
Наш детский сад непрерывно ведет работу по повышению профессиональной компетентности педагогов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.
Эффективными формами методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов являются теоретические мероприятия, такие как: консультации, круглые столы, семинары-практикумы, мастер-классы, семинары в форме презентации и практические мероприятия, такие как: открытые занятия, досуги с родителями, проведение викторин и т.д.
Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации проекта.
Цель – повышение педагогической грамотности педагогов ДОУ в вопросах формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Теоретические мероприятия:
№ |
ФИО педагога
|
Мероприятия |
1 |
Волченкова О.И. Стаматова Н.Р.
|
Консультация (2 неделя декабря) «Обучение дошкольников игре в шашки». |
2 |
Сотикова Е.А.
|
Консультация (4 неделя октября) «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
|
3
|
Тихонова О.Е.
|
Семинар-практикум (4 неделя ноября) «Использование нетрадиционного математического материала с детьми дошкольного возраста в течение дня».
|
4
|
Петухова А.Ю.
Феклина И.Г.
|
Семинар-практикум (2 неделя февраля) «Развивающие игры. Сказочные лабиринты В.В. Воскобовича».
|
5 |
Красильникова Н.В.
Степанова Н.В.
|
Семинар в форме презентации (2 неделя марта) «Применение современных педагогических технологий на занятиях по ФЭМП». |
6 |
Халтурина Н.В.
|
Консультация (4 неделя января) «Формирование познавательной деятельности у дошкольников в процессе ФЭМП»
|
7 |
Бачина Е.Б. |
Консультация (4 неделя января) «Методика изучения состава числа»
|
8 |
Орлова Н.Н. |
Консультация (3 неделя ноября) «Логико-математические игры на занятиях и в свободное время. Структура и методика проведения ОД при ФЭМП».
|
Практические мероприятия: срок проведения – 4 неделя января
№ |
ФИО педагога |
Мероприятия |
1
|
Орлова Н.Н. |
Открытое занятие |
2 |
Степанова Н.В. |
Математическая викторина с родителями; Оформление презентации проекта «Математика – царица наук» и показ на педагогическом часе; Оформление памятки для родителей (подготовительная группа)
|
3 |
Бачина Е.Б.
|
Математический досуг совместно с родителями |
4 |
Петухова А.Ю. |
Математическое развлечение
|
5
|
Феклина И.Г. |
Математический досуг совместно с родителями |
6 |
Красильникова Н.В. |
Математическая викторина совместно с родителями; Оформление памятки для родителей (Старшая группа)
|
7 |
Стаматова Н.Р. Волченкова О.И.
|
Турнир по шашкам (1-4 неделя февраля) Оформление памятки для родителей (Средняя группа)
|
8 |
Халтурина Н.В.
|
Анкетирование родителей (1-4 неделя октября)
|
9 |
Сотикова Е.А. |
Картотека игр по сенсорике; Оформление информационного стенда для родителей по математике для детей раннего дошкольного возраста; Оформление памятки для родителей (1 младшая группа)
|
10 |
Тихонова О.Е. |
Математика на прогулке; Оформление памятки для родителей (2 младшая группа)
|
Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников с целью оптимизации и улучшения образовательного процесса по формированию ЭМП у дошкольников.
В связи с этим педагоги используют следующие формы работы с родителями:
1. Беседы.
2. Консультации.
3. Папки-передвижки.
4. Памятки.
5. Родительские собрания.
6. Анкетирования.
7. Круглые столы.
8. Викторины.
9. Проведение досугов, праздников.
10. Просмотр открытых занятий.
11. Мастер-классы.
12. Информация на стендах.
13. Информация на сайте ДОУ.
III (Результативный) этап:
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Дети.
1 младшая группа:
1. Дети с интересом и удовольствием действуют со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами.
2. Успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
3. Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из 4 разновидностей.
4. Активно используют «опредмеченные» слова – названия для обозначения формы.
5. Начинают пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим они могут называть и желтый, и зеленый предметы).
2 младшая группа:
1. Дети находят в окружающей обстановке много предметов и один.
2. Сравнивают группы предметов, используя приемы наложения и приложения.
3. Выражают словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
4. Сравнивают два предмета, разные по величине (длине, ширине, высоте), выражают словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
5. Самостоятельно выявляют отношения равенства и неравенства по размеру и количеству путем практического сравнения, зрительного восприятия.
6. Активно пользуются числами 1-2-3, словами «Сначала - потом», «Утром-вечером»; поясняют последовательность действий.
7. Проявляют интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
Средняя группа:
1. Дети называют геометрические формы, размеры предметов, находят фигуры, предметы необходимой формы и размера, пользуются эталонами в деятельности по определению формы, размеров окружающих объектов.
2. Сравнивают предмет с предметом, группу (3-4 предмета) с группой, выделяя при этом 4-6 признаком сходства и отличия; сосчитывает предметы (6-8).
3. Группируют предметы, фигуры по 2-3 свойствам: форма, размер (по длине, ширине, высоте); обобщают по признакам.
4. Выявляют последовательные зависимости величин, объясняют зависимости между элементами ряда (увеличение, уменьшение, порядок следования).
5. Самостоятельно экспериментируют с целью определения неизменности количества и размера, объясняют, почему стало больше или меньше.
6. Применяют известные им способы действий в новой обстановке – счет, сравнение, упорядочивание, группировку.
7. Различают и называют части суток.
8. Определяют направление движения от себя.
9. Знают правую и левую руку.
Старшая группа:
1. Дети проявляют интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств и качеств.
2. Умеют рассматривать и обследовать предметы, осознано используя разные органы чувств.
3. По собственной инициативе организуют собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов.
4. Умеют целенаправленно наблюдать за объектами самостоятельной деятельности.
5. Умеют выполнять сенсорный анализ, выделяя в предметах разные качества и свойства (не менее 4-5).
6. В общении с воспитателем и сверстниками используют слова, обозначающие свойства и качества предметов, действия, обследования.
7. Используют в продуктивных видах деятельности знания эталонов и практический опыт по различению свойств и качеств предметного мира.
8. Выражают словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
9. Ориентируются на листе бумаги.
10. Знают дни недели, последовательность частей суток.
Подготовительная группа:
1. Дети проявляют интерес к предметам окружающего мира, пытаются установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использование.
2. Владеют системой эталонов, соотносят свойство предмета с эталонным, выделяя сходство и отличие.
3. Могут длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменяя во времени.
4. Осуществляют сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных - сходство.
5. В общении с воспитателем и сверстниками активно используют слова, обозначающие названия эталонов, свойства и качества предметов, действия обследования.
6. Адекватно и детально отражают в рисунках, конструкциях, речевых продуктах свойства и качества предметов окружающего мира.
7. Измеряют длину предметов с помощью условной мерки.
8. Составляют и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются арифметическими знаками действий.
9. Называют числа в прямом и обратном порядке.
10. Знают название текущего месяца и последовательность дней недели.
11. Умеют делить круг и квадрат на 2-4 равные части.
12. Умеют ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Воспитатели:
1. Повышена профессиональная компетентность педагогов в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: через внедрение новых форм и технологий, использование игровых методов и приемов.
2. Математическая развивающая предметно-пространственная среда обогатилась в соответствии с ФГОС.
3. Созданы условия для математического воспитания детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
4. Родителям оказана помощь в повышении эффективности развития элементарных математических представлений у дошкольников.
5. Повышена эффективность взаимодействия с родителями.
6. Установлены доверительные отношения между родителями и детским садом.
Родители:
1. Принимают активное участие в жизни детского сада в вопросах формирования элементарных математических представлений детей.
2. Принимают активное участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС.
3. Участвуют в анкетированиях и опросах, проводимых в ДОУ с целью улучшения качества образовательного процесса в вопросах формирования ЭМП у дошкольников.
4. Делятся собственным опытом в вопросах воспитания детей.
Данный проект составлен в соответствии с образовательной программой МДОУ «Детский сад № 42», разработанной на основе программы «Детство» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ.
2. Образовательная программа МДОУ «Детский сад № 42».
3. Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду».
4. Логинова В.Н., Бабаева Т.И. «Формирование элементарных математических представлений. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду».
5. Н.В. Нищева. «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».
6. И.А..Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений».
7. Арапова-Пискарева Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду».
8. Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду».
9. Белая К.Ю. «Программы и планы в ДОУ. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДОУ»
10. Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников».
11. Л.Ф. Островская «Педагогические знания родителям».
12. Т.А. Маркова, Л.В.Загик «Детский сад и семья».