«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем его требования.
Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают поиграть ребенку в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в семи цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8-10 палочек, кружочков или других одинаковых предметов разной величины в порядке убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по трем измерениям (длина, ширина, высота).
Следующая группа игра направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу).
Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1-1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределить внимание между 6-7 предметами.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересно.
Следующая группа игра направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для этой цели, т.е. средства, облегчающие процесс запоминания.
Все мы знаем, что цвета спектра легче запоминаются по первым буквам фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Таким маленьким секретам можно научить и дошкольников. И помогут вам в этом игры по развитию памяти.
Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно - действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника – наглядно – образное мышление – т.е. такая организация образом, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а так же видеть их соотношение друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т.е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире разными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение новых задач.
И наконец, игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного ее проведения. Поэтому, организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему. Оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.
Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
И опять-таки, тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его, и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если выполняя игровое задание, ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.
Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, и с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для ребенка.
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!
Игры для детей 4-5лет
Вашему ребенку пятый год. Это – возраст дальнейшего развития его способностей. Вы замечаете, что малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше, его игры становятся более длительными и сложными. Вы видите, как ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуете ему вы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя, учитывая собственный жизненный опыт. Он лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения наивны и нередко вызывают у вас улыбку, но они говорят о том, что ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него. Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходство и различие между ними.
ГОЛОВОЛОМКИ
Составление фигур-головоломок – занятие увлекательное и полезное для развития восприятия и пространственных представлений. Но те игры, которые продаются в магазине, обычно слишком трудны для малыша. Совсем не сложно самим сделать головоломку для дошкольника. Давайте научим его составлять квадрат. Вырежьте из картона несколько одинаковых квадратов и покрасьте каждый из них в свой цвет. Теперь разрежьте каждый квадрат по-своему: на два треугольника, на четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и так далее. Головоломка готова! Малыш составляет квадраты, накладывая детали на нарисованные вами контуры.
Задание можно значительно упростить, обозначив внутри контура линии, по которым разрезан данный квадрат. Его так же можно и усложнить, увеличив количество частей и сделав разрезы несимметричными.
РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ
Это очень популярная среди дошкольников игра. Не стоит ограничиваться тем, что лежит на прилавках. Попробуйте нарисовать крупный и яркий предмет, затем разрежьте изображение на несколько частей – и пусть ребенок складывает картинку. Один и тот же рисунок можно разрезать по-разному. Например, чайник, который по вашей просьбе малыш «склеит», будет еще несколько раз «падать» и «разбиваться» на разные осколки.
КАРТИНКИ-ВКЛАДКИ
Это другой вариант игры «Разрезные картинки». Вырежьте из несложной картинки несколько частей, наклейте ее на чистый лист бумаги и обведите вырезы черным контуром. Чтобы закрыть вырезы вкладками с подходящими частями изображения, ребенку нужно будет не только найти место каждой вкладки, но и повернуть ее в нужную сторону.
МАСТЕРСКАЯ ФОРМ
Устроить эту мастерскую совсем не сложно. Потребуются счетные палочки, шерстяные нитки и геометрические фигуры-образцы. Прямолинейные фигуры, такие как квадрат, прямоугольник, треугольник, ребенок сможет выкладывать из палочек, а круглые, такие, как овал, круг он будет делать из ниток. Когда малыш научится мастерить каждую из форм, начните знакомить его с их вариантами. Пусть образцами теперь будут узкий и широкий прямоугольники, треугольники с разной величиной углов и т.д.
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
В этой игре ребенок научится узнавать предметы на ощупь, будет сравнивать зрительные и осязательные впечатления. Вам потребуется два комплекта одинаковых предметов – геометрических фигур, вырезанных из пластика, плотного картона, или мелких игрушек. Положите один набор в мешочек из плотной ткани, затянутый резинкой. Задача играющего – на ощупь отыскать в мешочке фигурку, показанную ведущим. Меняйтесь ролями с ребенком. Будьте то ведущим, то играющим.
Другой вариант игры – второй набор предметов нарисован на бумаге. Третий вариант – ведущий просто называет предмет, который нужно найти : «Найди треугольник», «Найди Буратино» и т.п.
СПОРТСМЕНЫ СТРОЯТСЯ
Упорядочивание предметов по величине – довольно сложная для малыша задача, требующая настойчивости и целеустремленности. Для этой игры нужно 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см (от 2 до 20 см). Ребенку нужно расставить спортсменов по росту – от самого маленького до самого высокого. Учите малыша действовать последовательно: выбирать сначала самую маленькую полоску, затем самую маленькую из оставшихся и т.д. При затруднениях предложите спортсменам помериться кто выше.
ОБЕД ДЛЯ МАТРЕШЕК
По росту могут выстраиваться и матрешки. Вот одна из них, самая шаловливая, убежала и теперь не может найти свое место. Пусть малыш поможет ей, а потом покормит матрешек. Для этого понадобятся мисочки разных размеров, или колечки от пирамидки по количеству матрешек. Обязательное условие игры: каждая матрешка должна получить подходящую ей по размеру тарелку. Чем больше матрешка, те большая тарелка ей нужна. Можно включить в игру и ложки – палочки разной длины. А каким будет меню в этот день, пусть придумает сам ребенок.
ПОСТРОИМ ДОМ
В этой игре ребенок будет составлять дома разных размеров из частей. Вырезанные из картона стены с проемами для дверей и окон, крыши, окна, двери разных размеров (по 3-4 комплекта деталей) разложите в беспорядке. Ребенку нужно будет построить дом, а для этого подобрать подходящие детали вставить их в соответствующие проемы.
КУКОЛЬНАЯ ОДЕЖДА
Чтобы ребенок лучше ориентировался в цветах предметов, предложите ему эту игру. Вам понадобится сделать картонную куклу и несколько вариантов одежды для нее: синий, красный, желтый и т.д. Ребенок с удовольствием примет участие в создании кукольного гардероба. «Сегодня кукла хочет одеться во все красное», - скажете вы ребенку. – Подари ей красную одежду. В другой раз кукла захочет надеть синие вещи, в другой – фиолетовые и т.д. Чтобы усложнить игру можно включить разные оттенки одного цвета. Например, в фиолетовом комплекте могут быть вещи светло сиреневые, темно-лиловые, фиалковые. Точные названия оттенков ребенку знать не обязательно, достаточно пользоваться словами светлый, темный, яркий, бледный.
РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА
Предложите ребенку покрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного и того же цвета. В одну баночку он добавить много синей краски, в другую баночку поменьше. Можно сделать три оттенка, а если постараться, то намного больше.
Окрашивание воды поможет ребенку понять закономерности смешивания цветов. Сочетание желтой и красной краски даст оранжевую воду, желтой и синей – зеленую, синей и красной – фиолетовую. Покажите малышу изображение радуги из 6 цветов (исключая голубой) и объясните «волшебные свойства» красок: из основных цветов (желты, синий, красный) получаются промежуточные, лежащие между основными.
ЛОТО «ЦВЕТ И ФОРМА»
В эту игру вы можете играть как с одним, так и с несколькими (не более 6) детьми. Потребуется 30 вырезанных геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового цветов. Эти фигуры для взрослого – ведущего. У ребенка будут карты с уменьшенными изображениями этих фигур (по 5 фигур разного цвета на каждой карте). У ребенка может быть от 1 до 3 таких карт.
Игру проводят в нескольких вариантах. В одном из них ведущий показывает по одной фигуре, а ребенок, найдя у себя фигуру такого же цвета и формы, отзывается, берет ее и накрывает ею фигуру в своей карточке. В другом варианте от малыша требуется предварительно назвать фигуру, например, «Это красный квадрат. У меня такой есть». А в третьем варианте взрослый фигуру не показывает, а только называет ее форму и цвет. Если у ребенка есть такая фигура, он отзывается и получает ее. Тот, кто закроет все фигуры в своих картах, будет победителем.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
Игра на развитие внимания. Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из них. Когда малыш повернется, спросите у него, что изменилось. Игру можно усложнить, увеличивая количество игрушек.
ЗАПОМНИ КАРТИНКИ
Для этой игры надо заранее заготовить 10-12 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или посоревноваться самим с ребенком, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, потом карточки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Можно называть по очереди по одной картинке. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названую другим.
ПОВТОРЯЙ ДРУГ ЗА ДРУГОМ
В эту игру можно играть с одним ребенком или с несколькими детьми. Первый называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет свое. Тот, кто ошибается – выбывает из игры.
ГОВОРИ НАОБОРОТ
Эта игра направлена на развитие мышления и воображения. Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, только наоборот, например, большой – маленький». Можно предложить следующие пары слов: большой - маленький, толстый - тонкий, черный - белый, горячий – холодный, чистый – грязный, легкий – тяжелый, больной – здоровый, огонь – вода, сильный – слабый, красивый – безобразный, трус – храбрец.
ФОТОГРАФ И ЗАЯЦ
Эта игра развивает точность движений. Для нее нужна бумага и карандаш. В одном углу листа бумаги вы рисуете фотографа, а в другом – зайца (изображения схематические). Ребенку предлагается сфотографировать зайца (штрихом карандаша соединить изображения).
ТРУДНЫЕ ВИРАЖИ
Игра на развитие точности движений. Она будет первым шагом в подготовке детской руки к овладению письмом. Игра начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце каждой машину, а в другой - дом. Потом говорите ребенку: « Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам ваших дорожек. Начинать лучше с относительно простых. Напоминайте малышу, что нельзя отрывать карандаш от бумаги и вылезать за пределы дорожки.