Информационный паспорт проекта
Актуальность проекта.
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, космонавтах, так как данная тема, как всё неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Необходимо научить детей добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности.
Проблема.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
Дети
· Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства;
· Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы;
· Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях);
· Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
· Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
· Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
· Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
Родители
1. Привлечь родителей к участию в проекте;
2. Способствовать сплочению коллектива родители – дети;
3. Привлечь родителей к сбору информации о космосе.
Педагоги
1. Подобрать художественную, научную, методическую литературу по теме;
2. Пополнить предметно-развивающую среду дидактическими материалами по формированию представлений о космосе;
3. Оформить материалы, сделать выводы, организовать презентацию проекта для детей, родителей;
4. Привлечь родителей к совместным познавательно-методическим мероприятиям.
Прогнозируемые результаты
Дети
1. У детей сформировано целостное представление о космосе и космическом пространстве – Вселенной;
2. Систематизированы знания о Солнечной системе, планетах;
3. Закреплены знания о личности первого космонавта Юрия Гагарина; получат знания о других известных советских космонавтах и их достижениями в космических полётах;
4. Сформированы умение и желание выражать свои впечатления от знакомства с творчеством в космосе.
Родители
1. Установлены партнёрские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
2. У родителей сформирована активная позиция в воспитании и образовании детей;
3. Родители помогли детям собрать информацию о космосе;
4. Повысился уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств.
Педагог
Пополнен опыт разработки и реализации проектов.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: групповой.
Сроки реализации: краткосрочный.
Участники проекта: дети группы № 10, воспитатели – Степанова Н.В., Сергазинова Ю. П., родители.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
- постановка проблемы, цели и задач;
- подготовка объявления для родителей о проведении проекта;
- опрос детей с целью выявления уровня знаний детей по данной теме;
- подбор художественной литературы, иллюстраций, презентаций, фотографий, по теме проекта;
- разработка конспектов занятий;
2. Второй этап. Выполнение проекта.
Образовательная область |
Мероприятия |
Задачи |
Физическое развитие |
1. Утренняя гимнастика под «Космическую музыку» группы «Зодиак». 2. Подвижные игры, игровые упражнения. 3. Беседа на тему: «Быть здоровым, как космонавт». |
Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу. Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
|
Социально-коммуникативное развитие |
1. Беседа: «Относись к своей планете правильно» 2. Подготовка и проведение сюжетно-ролевой игры «Космонавты»; |
Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её. Развитие умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. |
Познавательное развитие |
1. «Знакомство с Солнечной системой» (Рассматривание изображений планет, созвездий, Солнечной системы, иллюстраций по теме “Космос”.) |
Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях. |
2. «Созвездия» |
Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии. |
|
|
3. Просмотр фильма «Космос и Звездное небо» (видео энциклопедия для дошколят) |
Расширить и углубить знания о космосе |
4. Опыт для детей дошкольного возраста «Запуск ракеты» (Запуск воздушного шарика) |
|
|
Опыт – создаем туманности. |
|
|
5. Познавательная беседа с презентацией «Как человек космос покорял» |
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. |
|
Речевое развитие |
- Заучивание стихов о космосе - отгадывание загадок. - Беседа о Ю.А.Гагарине. - Беседа о В. Терешковой. - Чтение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Как мальчик стал космонавтом». - Чтение научно-познавательной литературы, энциклопедических статей. (подобранных родителями) |
Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни, в играх. Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. |
Художественно – эстетическое развитие |
Рисование «Космос». Рисование «Созвездия» Лепка «Планета Земля» Конструирование из бумаги «Ракета» Разучивание танца «Роботы и звёздочки» Слушание музыкальных произведений. |
Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос» и передавать характерные особенности средствами изобразительной деятельности. Учить детей фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.
|
Работа с родителями |
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Сбор информации о космосе. Конкурс семейных рисунков «Космические фантазии» Изготовление костюмов для с/р игр. |
3. Этап. Заключительный. |
|
1. |
Выставки творческих работ детей и родителей «Космические фантазии»: Макеты ракет, рисунки, аппликация. |
2. |
Оформление папки материалов о космосе |
3. |
Интеллектуальная игра-викторина «Знатоки космоса» |